Кредиты
28.07.2008

Бюрократизация посредников

Ситуация, складывающаяся на рынке кредитного брокериджа, предопределила ускорение происходящего между посредническими организациями размежевания на «белых» и «черных». В свою очередь это вызывает потребность стандартизации методов работы и повышения эффективности добросовестных, назовем их так, участников рынка. Ведь ни для кого не секрет, что с точки зрения экономики, «черные» схемы менее трудозатратны, а, значит, более рентабельны. Соответственно, для того чтобы «белые» модели были привлекательны и конкурентоспособны, они должны обеспечивать те преимущества, которых нет, и не может быть у «черных» компаний. В данном случае это возможность регламентировать деятельность подразделений с тем, чтобы уменьшить риск произвола и злоупотреблений со стороны сотрудников. Кроме того, использование регламента облегчает организацию эффективной работы с банками-партнерами.



Одним из факторов, обуславливающих высокую конкурентоспособность бизнеса, является его организованность. Практика доказывает, что отсутствие в брокерской компании жесткого регламента приводит к анархии и беспорядку, что обычно отражается на эффективности привлечения и обработки клиентов. Даже когда руководители компании собственным умом и шишками насобирали опыт управления процессом работы, им все равно требуются документы, помогающие объяснять сотрудникам, что и в каких пределах от них требуется исполнять. В свою очередь, на рынке уже есть организации, чьи модели и технологии могут служить образцом для подражания. Не стоит искать такие в Москве и Петербурге, поскольку в них совершенно иная среда обитания. Именно поэтому было обращено внимание на Сибирский регион, в котором условия существования кредитных брокеров далеко не идеальны. То есть, местные банки еще не полностью сознают преимущества от работы с брокерами, филиалы федеральных банков беспомощны, но в тоже время между посредниками уже возникла нешуточная конкуренция. Соответственно, в качестве основы для разработки шаблона регламента требовалось подобрать какую-либо успешную брокерскую фирму.

Результаты исследования рынка кредитного брокериджа показали, что представленные на рынке бизнес-модели имеют несколько различающихся между собой типов. Причем среди посреднических организаций вне зависимости от выбранной ими специализации выделяется модель, которую условно назвали «семейной». Это небольшие, от 5 до 20 сотрудников компании, возглавляемые, как это принято в консалтинговом бизнесе, ведущими в данной области специалистами. Подобные организации стараются как можно больше использовать аутсорсинг, оформляя в штат только необходимое число профильных специалистов. Поэтому регламент их работы по сути дела сводится к организации работы кредитно-брокерских отделов. Вот тут и появляются отличия в подходах к привлечению и обработке клиентов. В одних фирмах, не без влияния американского опыта, пытаются внедрить колл-центры, доверив им входящие и исходящие телефонные вызовы. В других организациях работают по старинке, поручая секретарям выполнять сортировку и прием звонков. Кроме перечисленного, накладывает отличия специализация на видах программ. Впрочем, по большей части это проявляется в технологии работы с клиентами, что уже относится скорее к сфере профессиональной, нежели организационной.

В настоящее время разработан и поступил в продажу регламент компании кредитного брокера, оптимизированный таким образом, что может использоваться как в развернутом, так и в усеченном виде (т.е. применим практически при любом стартовом бюджете). Причем это не статичный регламент, а документ, предусматривающий развитие и последующее расширение структуры компании. За основу были принята технологии, используемые в брокерских фирмах сибирского холдинга «ИнГБ».

Отличительной чертой данного регламента является та детализация, с которой описаны действия сотрудников подразделений кредитного брокера. Это было сделано не по причине недоверия к компетенции персонала, но для того чтобы облегчить понимание разграничения функциональных полномочий.

Скептики сравнивают происходящий процесс с внедрением в практику брокериджа казенщины и бюрократизма. Но «бюрократическое управление означает основанное на знании фундаментальное контролирование» - так определял этот процесс социолог Макс Вебер. Но разве можно осуществлять связанную с риском и хранением информации деятельность, при этом не осуществляя тотального контроля за деятельностью персонала?

ООО «Бюро финансовых решений», www.bfr.su

Иван Янушкевич

«Кредит Банк 24»
© 2008 — 2017
p